sly2m (sly2m) wrote,
sly2m
sly2m

Argo (Операция "Арго")


Я не очень хорошо разбираюсь в глобальной геополитике, но пришел к выводу, что всю вторую половину прошлого века внешняя политика Америки велась комсомольскими заветами – прежде, чем героически преодолеть какие-то трудности, необходимо приложить немалые усилия по их созданию.

Давайте сначала снарядим агента ЦРУ Усаму Бен Ладена продовольствием и боеприпасами, чтобы он боролся с русскими в Афганистане, а потом объявим его террористом номер 1, и начнем на него охоту. Или нет, давайте поставлять вертолеты и танки Саддаму Хуссейну, помогая его мужественной борьбе с иранскими исламистами, а потом скажем, что у Хуссейна якобы есть ядерное оружие и много нефти, но очень мало демократии. Хотя иранские исламисты тоже ведь люди, давайте и им продавать противотанковые ракеты, а на вырученные деньги станем финансировать никарагуанских повстанцев-контрас. Хотя нет, давайте лучше объявим войну наркотрафику через Никарагуа, при этом…

Короче, корни политической ситуации, о которой рассказывает фильм Argo (Операция "Арго"), щедро удобрены тем же комсомольским принципом – раз Америке необходим халявный доступ к нефтеносным месторождениям Ирана, давайте дадим задание ЦРУ устроить в стране государственный переворот и поставим туда шахом доверенного товарища, который вернет национализированную нефть ее законным (американским и британским) владельцам. Мало ли, что по этому поводу думают сами персы, у которых государственная религия ислам с 1501го года, ну не станут же они, в самом деле, против Америки священную войну джихад объявлять по такому пустячном стечению обстоятельств.


Персидская империя в период расцвета, полный размер по клику


Долго ли, коротко ли, шах сбежал… эээ… отправился на лечение в США, а в Иране запылала исламская революция. Американцы поняли, что добром это дело не кончится, и сократили количество дипперсонала в тегеранском посольстве с 1000 человек до 60ти. Дело добром не кончилось, в первые же дни революции американское посольство было захвачено исламистами, а его персонал взят в заложники. Митингующие покуражились, исписали стены надписями "Аллах Акбар" и "Здесь был Бахтияр", сожгли все американские флаги, что нашли в подвалах, и никого не тронув через сутки удалились.

Вообще, захваты американских посольств — это интернациональная игра, в которую последние сто лет играют по всему миру. Короля ли свергают, шаха или диктатора, националистический режим устанавливается, ультрарелигиозный или коммунистический, если даже просто землетрясение какое-то случилось или обвал в горах – каждый революционер знает, первым делом, даже прежде чем почту и телеграф, нужно захватить американское посольство. Иранцы бы, конечно, гораздо с большим удовольствием захватили израильское посольство, но такие есть не во всех странах, а вот американские – ну, почти во всех.

Американцы учли ошибки, заменили стекла на пуленепробиваемые и, как я уже писал выше, в 15 раз сократили персонал. На 60 диппредставителей при этом было официально оставили всего троих ЦРУшников, которые только и занимались, что цитирую: "notably ineffectual, gathering little information, routine, prudent espionage conducted at diplomatic missions everywhere" ("не особо эффективным сбором малозначительной информации, рутинным, благоразумным шпионажем, принятом в дипмиссиях по всему миру"). Никто из этих троих, как утверждалось, даже не говорил на иранском языке – фарси.

Ну, понятно, в нефтеносной империи западной Азии, ключевой точке всего региона полным ходом идет революция, а на всю страну три американских шпиона, ни один из которых не говорит на местном языке.

Многие верят...

Многие, но не все, потому что через 9 месяцев, радикальные студенты и местная гопота решили снова в профилактических целях, либо в качестве тренировки (повторение – мать учения!) опять захватить американское посольство, снова никого не бить, только флаги пожечь да стены изрисовать. Операцию назвали без изысков "Зачистка американского шпионского логова", и оформили ее в качестве вышедшего из-под контроля антиамериканского митинга, согласованного с властями. Никаких заложников поначалу никто захватывать и не планировал (на первой сходке заговорщики вообще долго решали к какому посольству направиться, половина кворума хотела идти громить советское посольство, "потому что безбожники", но потом большинством голосов решили не ломать комедию, и действовать по проторенной канве). Кстати, тем, кто дочитал до этого места хочу сообщить, что не смотря на довольно легкий стиль изложения, все вышенаписанное – чистая историческая правда, и ниже я тоже придумывать ничего от себя не собираюсь. История действительно совершенно сумасшедшая, покруче сюжета любого фильма, и даже сильно круче самого фильма "Арго", до описания которого я все-таки намереваюсь добраться в конце концов.

Короче, посольство захватили по старой схеме, но дело пошло как-то не совсем, как планировалось, сотрудников посольства все-таки решили взять в заложники, а когда узнали, что духовный отец и рахбар всех иранцев аятолла Хомейни официально выказал погромщикам широкую поддержку и поставил их действия в пример другим религиозным гопникам, воодушевились и растянули эту бодягу с заложниками на 444 дня, с 4 ноября 1979го года по 20 января 1981го.

Некоторые из американских дипломатов смогли сбежать по запутанным улицам Тегерана, но в конечном итоге практических всех поймали и вернули в подвалы посольства. Спастись удалось только пятерым, к которым потом примкнул еще один, итого 52 человека провели в иракском плену полтора года, а убежавшие шестеро несколько дней скитались по квартирам знакомых и сочувствующих, покуда в конце концов не остановились в домашней резиденции канадского посла Кена Тейлора, где и просидели 79 дней, покуда канадцы решали, как их вывезти из страны.


Реальная визитка несуществующей кинокомпании Studio Six
 

Одновременно разрабатывалось несколько вариантов их эксфильтрации, но основным стал план выдать американцев за канадскую киногруппу, подыскивающую виды для съемок фантастического фильма под рабочим названием "Князь Света", по одноименному роману Роберта Желязны. В Голливуде открыли фальшивую киностудию Studio Six, офис компании сняли у Майкла Дугласа, а вообще всем с голливудской стороны заправлял гример Джон Чамберс, который не только лично придумал остроконечные уши герою Спока в "Стартреке" и успел отхватить Оскара за работу по гриму в эпопее "Планета Обезьян" (повторяю, это пока не сценарий фильма, а все еще реальная историческая справка), но еще и по случаю давно работал на ЦРУ. Сделали все как полагается - выпустили визитки, рекламные плакаты, брошюры, заказали публикации в журналах, закатили промо-вечеринку в ночном клубе Лос-Анджелеса, хотя фильм в итоге все же решили назвать "Арго", в честь созвучной матерной шутки.


Настоящий рекламный плакат ненастоящего фильма Argo


В Тегеран полетел агент ЦРУ Тони Мендез с помощником. Канадское правительство выдало ему в Оттаве настоящие канадские паспорта, причем не просто пустые бланки, а действительные официальные паспорта, проведенные по всем базам, хотя какие там базы в 1979м, для чего пришлось издать специальный секретный правительственный указ о выдаче канадских паспортов всем участникам операции. Вообще канадское участие в спасении американских дипломатов было главенствующим, Джимми Картер (тогдашний президент Америки, и вот уже как 32 года простой пенсионер) рассказывая о рассекреченной через 17 лет операции, которая получила название Canadian Caper (Канадская хитрость), упоминал, что 90% идей и реализации плана принадлежала канадской стороне.

Американские дипломаты, прожившие два с половиной месяца в доме у канадского посла и одного из сотрудников канадского посольства, выучили свои роли, и 27 января 1980го года благополучно вылетели из тегеранского аэропорта "Мехрабад" в Цюрих. Канадское посольство закрылось и эвакуировалось в этот же вечер.

А на следующий день в Монреале в газете "La Presse" вышла широкая статья о всей операции. Канадский журналист Жан Пеллетье вынюхал по своим каналам все подробности, но не стал публиковать историю прежде, чем американцы покинут иранскую территорию, чтобы не поставить миссию под угрозу. Роль ЦРУ была полностью исключена из публикации, потому что в Тегеране в подвале посольства все еще удерживались 52 американских гражданина, и вся слава действительно досталась исключительно канадским спецслужбам, а революционные исламисты остались в дураках.



Посол Кен Тейлор с женой и дипломат Джон Шердаун с супругой за проявленное мужество были награждены Орденом Канады. Кстати, здесь русская википедия ошибается, называя Орден Канады высшей гражданской наградой Канады. Согласно табелю о знаках отличия, орденах и медалях Канады, это второй по значимости орден, и выдается он по распоряжению канадского правительства. Так как Канада входит в Британское Содружество и признает своим официальным главой британского монарха, самой высшей наградой в Канаде и всем Содружестве считается Орден Заслуг, назначаемый лично королем, или как повелось в последнее время – королевой. Так же посол получил Золотую медаль Конгресса США.

Агент Тони Мендез заслужил высшую награду ЦРУ, но не мог публично ей похвастать до 1997 года, когда подробности операции были окончательно рассекречены. В 2000м году он написал книгу "Мастер перевоплощения: Моя тайная жизнь в ЦРУ", а в 2007м году в журнале Wired была опубликована статья Джошуа Бермана "How the CIA Used a Fake Sci-Fi Flick to Rescue Americans from Tehran" ("Как ЦРУ спасло американцев из Тегерана фальшивым фантастическим фильмом"), которая попалась на глаза Джорджу Клуни. Он сразу понял, что это хит, выкупил права на картину и засадил сценариста Криса Террио за работу, а режиссировать сначала хотел сам, но потом уступил эту роль Бену Аффлеку.

Фух, все. Небольшая историческая справка окончена, теперь посмотрим, что же из всего этого смог перенести на киноэкран Бен Аффлек.

С сожалением вынужден признать, что если бы роль режиссера досталась какому-то признанному мастеру, то из картины мог бы получиться настоящий шедевр. Сюжет — вот он, на блюдечке, не сюжет, а просто сказка. Аффлек, же, по моему мнению в режиссерском кресле не сдюжил, и снял просто хороший фильм, не более. Многие упирают на то, что он, дескать, тщательно отнесся к деталям, специально снимал на особо зернистую кинопленку, чтобы соответствовать атмосфере документалистики, мастерски создал атмосферу начала восьмидесятых, выверял, чтобы ручки/очки/часы/радиоприемники, попавшие в кадр отвечали духу времени, были аутентичными и так далее. Все это тоже важно, конечно, и нужно, но это не работа режиссера. Точнее лишь малая ее часть и далеко не самая главная. Со всем этим справляются гримеры и декораторы, задача режиссера создать картину, в которой каждый кадр будет на своем месте, т.е. сотворить произведение искусства.

Бен же изначально снимал оскароносную картину, которая соберет кассу и принесет ему награды. Ремесленник он, короче говоря.

Конечно, много зависит от сценария. По сюжету общая линия повествования разделена на три большие части. Первая линия - ЦРУшный штаб, где все нервно курят, швыряются эбонитовыми телефонными трубками, и радостно обнимаются всем офисом, потрясая кулаками в воздухе, когда приходит сообщение об успешном окончании операции. Это часть по жанру – политический триллер. Он вышел у режиссера особо заштампованным, ни на миллиметр в сторону от привычной заезженной сотнями подобных картин колеи. Тупые боссы как всегда особо тупы и трусливы, средний персонал вроде бы из хороших ребят набирается, но они ничего не могут сделать, потому что приказ, а против приказа никуда и только рядовые низовые сотрудники готовы рискнуть и взять инициативу на себя, нарушить все инструкции, чтобы к счастливому финалу выйти победителем, которого не судят. Это работает, зритель в это верит, а значит будем снимать так, как написано в голливудской методичке "Способы машинной дойки целевой аудитории". Один способ был все же опущен, ни одного начальника-предателя, которому одевают наручники прямо за рабочим столом в картине так и не нашлось, но это другой жанр – патриотический боевик, методичка утверждает, что в них предатели встречаются не в обязательном порядке, хотя об этом ниже.

Вторая сюжетная линия, происходящая в Голливуде – чистая сатирическая комедия. Сатирическая на всю голливудскую подноготную кухню, тут Аффлек личным волевым решением сократил ровно половину шуток, содержащихся в сценарии, хотя эта часть писалась специально на усладу членам киноакадемии Оскара. Набор штампов стандартный – продюсеры жадные жадины и готовы снимать в осажденном Сталинграде, если почуют выгоду. Режиссером любого фильма можно поставить хоть кота, покуда пипл хавает. Гильдия Сценаристов хуже самого Аятоллы, а Бен Аффлек на продюсера не тянет, максимум – на ассистирующего продюсера. Вся эта якобы сатира очень тешит чувство собственной важности киноакадемиков, расчет был выбран верно и выстрелил в десятку. В этом жанре штампов пока еще не очень много, фильмов, в которых снимают фильмы и по ходу смеются над киношным бизнесом вроде тоже достаточно, но не через край, потому штампы не сильно заезженные и смотрятся более-менее.

Третья, псевдодокументальная линия проходит в Тегеране, тут все по стандарту. Солдаты идиоты и глупо хихикают, разглядывая комиксы или порножурналы, их начальники-злодеи орут в телефон – "Поймать! Арестовать! Никого не впускать и не выпускать!", полицейские машины догоняют взлетающий Боинг-747 (скорость отрыва от ВПП у которого, между прочим 270 км/ч), Иран и Америка находятся на противоположных точках глобуса, но рабочий день и там и там начинается в одинаковое время, короче, что зритель ждет от триллера, то ему и покажут, главное напряжения побольше нагнать.

Нет, это я все, наверное, брюзжу. И Бен Аффлек не такой уж и плохой режиссер, как минимум получше, чем актер, да и фильм не настолько уж ужасно снят. Нормально снят, даже хорошо, можно сказать, на твердую четверочку. Просто жаль, когда видишь, что на таком материале можно было развернуться и сотворить действительный шедевр, а получили на так, сойдет.



И особое, раздражение, конечно же вызывала вся эта патриотическая патока, которой законопатили все возможные щели. Ах, съемки происходили в настоящем здании штаб-квартиры ЦРУ, чего не бывало с времен царя Гороха. Ну, так в фильме ни одного(!) плохого црушника не показали, чего тоже не случалось с 60х годов, политическая агитка же снимается – надо понимать. Ах, главную номинацию Оскара в прямом эфире объявляла сама жена президента Мишель Обмама, и это случайно оказался главный патриотический фильм года. Ну, это как представьте себе жена Путина... хотя, кто ее вообще живьем видел, эту жену Путина..., пусть лучше, скажем, Медведев в прямом эфире станет объявлять лауреатов Кинотавра, и это неожиданно окажется "Август. Восьмого". Бывают же такие совпадения!

Многие верят...

Резюмируя, понравился ли мне этот фильм и стоит ли его смотреть? Очень понравился и обязательно стоит. Не ради какой-то особой игры актеров или режиссерских находок, а ради самой истории. Просто когда смотришь на экран и осознаешь, что все это происходило на самом деле, и не во времена какой-то далекой войны, а совсем недавно, что все участники данных событий еще живы, чем-то сейчас занимаются, периодически с ужасом, а может быть даже с ностальгией переживая минуты тех дней – прямо мурашки по коже.

Рекомендую.
Tags: кино, рекомендую
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments