sly2m (sly2m) wrote,
sly2m
sly2m

Инфономика. Эксперимент.

Сначала небольшая (черт, хотелось как лучше, но вышло - большая) заметка об инфономике - информационной экономике 21 века.
Ну а потом собственно эксперимент.

Итак, часть первая, экономическая.

Что является универсальной валютой в Интернете? Web-money WMZ, e-Gold, условный Яндекс-рубль? Не знаю, согласитесь ли вы с такой мыслью, но все, что я перечислил (и много того, что не перечислил) по сути является только промежуточным звеном, лишь связующей нитью между истинной валютой Интернета и валютой оффлайновой (рубль, доллар, евро). Скажем так, это лишь удобный способ вывода финансовых средств из пятого измерения в третье.

Настоящей же интернет-валютой вот уже несколько лет является гиперссылка. Т.е. формально выражаясь - кусок HTML-кода, начинающийся со служебных слов <a href..., и указывающий на некую страницу в Интернете.

Каждый раз, когда вы ставите на кого-то ссылку, вы платите ему самым настоящим (хоть и виртуальным) золотом, каждый, кто ставит ссылку на вас - возвращает вам долги.

Если задумаетесь, скорее всего и сами придете к такому очевидному выводу, это уже мало для кого является секретом, и чем дальше - тем эта тенденция становится все очевиднее.

Стоит заметить, что ценность каждой конкретной ссылки точно и до конца рассчитать невозможно, поэтому финансовая бухгалтерия Интернета носит лишь статистический характер, в котором дебет с кредитом никогда не сойдутся.
Но, в общем, цену ссылки можно разделить на две составляющие:

а) Механическая, или техническая - эту стоимость, в принципе, можно даже приблизительно рассчитать. Чем и занимаются специально созданные поисковые роботы, подсчитывающие и выдающие на гора ТИЦ, PR и прочие индексы. По большому счету тут все логично, чем больше ссылок стоит на тебя, тем ты богаче, и тем большую стоимость имеют твои личные ссылки. Тут, конечно, огромное поле для накруточных махинаций (см. SEO), но вообще-то все уже более или менее устаканено, а точнее периодически устаканивается с каждым очередным апдейтом формулы ранжирования и индексирования.

б)Смысловая, или доверительная - данная стоимость вообще не поддается формальному подсчету, но именно она и определяет основную ценность ссылки. В данном случае решающее значение имеет даже не сама HTML-ссылка, как таковая, а сопровождающий ее текст.

Понятно, если сопровождающий ссылку текст будет: "Шкафы-купе со склада в Москве", то цена такой смысловой составляющей 2 копейки, ибо подобного любой робот миллион наплодит и по форумам да блогам рассует. Стоимость ссылки "А пластмассовую посуду я покупаю в Утконосе", уже повыше, стоимость ссылки "Хочу рассказать про новый конкурс от компании Сони, призом в котором будет ценный фотоаппарат" еще выше, и так далее.

Плюс, не забываем все это умножать на весовой коэффициент из технической составляющей, так оценочно и весьма примерно можно узнать цену каждого концертного кусочка HTML-кода, начинающегося с <a href....

Если отвлечься от теоритических рассуждений и обратиться к конкретике, то, к примеру, Экслер, в своей статье "Как заработать в Интернете на своей страничке" приводит цифры по выводу Интернет-валюты в оффлайн - 200 долларов за простое упоминание, 300-400 - за развернутый положительный отклик. Другой, неназванный, но вызывающий мое личное доверие, источник из самого ТОП-а Яндекса в приватном разговоре сообщил, что просто ссылка стоит у него 100 долларов, положительный отзыв - 200, положительный "замаскированный под правду" отзыв - до 400-500.

Легко понять, что чем больше описание похоже на истинное мнение пишущего, тем выше ценность смысловой составляющей ссылки. Если знакомый вам лично, или просто приятный и вызывающий доверие сетевой персонаж рекламирует какую-то ссылку (а точнее, конечно же рекламирует товар, "спрятанный" за этой ссылкой), ее стоимость будет существенно выше, чем если про то же самое, и теми же словами напишет человек, потерявший ваше доверие. Тут работает и обратный закон, если кто-то неприятный лично вам, что-то поносит и ругает, значит выбор однозначный - надо брать!

Признаюсь, ничего нового в первой, вводной части я не рассказал. Тоже мне, раскрыл секрет Полишинеля, что в Интернете, оказывается, встречаются платные ссылки! Вообще, моя мысль была о том, что все ссылки, так или иначе являются платными, в смысле являются платой, а по сути - служат Интернет-валютой. Это тоже более-менее понятно, но, мне кажется, данная часть и должна была служить подготовительным этапом перед последующей практически-экспериментальной составляющей поста.


Часть вторая, лирическая.

Данному интернет-журналу чуть больше 4х лет, и за это время в нем было опубликовано около 1000 записей. Если вы читаете мой блог давно и регулярно, хотя бы несколько месяцев подряд, вы, наверное, уже заметили, что у автора существует некий пунктик по поводу заказных оплаченных постов, и возможно, даже догадываетесь почему. Я весьма негативно отношусь к подобному явлению как продажность, в самой верхней записи дневника прямо написано - нет смысла обращаться по поводу размещения рекламных материалов, это бесполезно. Хотя, признаюсь, все равно обращаются периодически, или думают, что я шучу, набиваю цену или просто не читают верхних записей потенциальных рекламных площадок.

С полной ответственностью заявляю, за все 4 года существования блога "Инженера механических душ" в нем не было опубликовано ни одного оплаченного поста. Не публиковалось, не публикуется, и не планируется в будущем.

Если вы читаете этот дневник недавно (или вовсе случайно натолкнулись на данную заметку) и на слово автору верить не привыкли или не желаете, можете считать, что я очень удачно маскируюсь под приличного, по крайней мере документально поймать меня на заказухе еще никому не удавалось. Ни разу.

Итак, в блогосфере рунета существуют блогеры, которые не стесняются продавать место в своих дневниках, а так же существуют такие, которые стесняются заявить открыто, хотя втихяря торгуют рекламными площадями даже еще с большим усердием, чем первые. Рекламная ссылка в посте такого ТОП-ового блогера стоит 100-200 долларов, а рекламная положительная рецензия 200-400, мы это уже знаем. Причем заведомо известно, что все эти ссылки не больше, чем реклама, т.е. по сути фуфло. Заплатили хвалить товар, будут хвалить, заплатили ругать конкурента - будут ругать.

Теперь давайте прикинем, во сколько можно оценить положительную рецензию, отзыв или даже рекомендацию блогера, который на самом деле пишет то, что думает, а не то, за что ему заплатили думать. Доверие очень трудно или почти невозможно купить, его можно лишь заслужить, но попробуем отвлечься от высоких слов, и меркантильно посчитаем на пальцах.

Сколько готов будет заплатить рекламодатель за честный и объективный обзор своего товара, после которого последует рекомендация покупать данный товар, потому что он на самом деле объективно лучше, чем у конкурентов? Если все будут знать, что автор сам лично его выбрал, (а не ему предварительно заплатили его выбрать), сам постоянно пользуется данным товаром, и пишет то, что на самом деле думает о нем?

Явно доверительная составляющая подобной ссылки будет выше. Насколько выше? В пять раз, в десять?

Это что получается, 500 долларов за пост? 1000 долларов за пост?

Внимательный читатель, конечно, тут же весьма резонно заметит - "Артем, прекращай заниматься строительством воздушных замков и дележом шкуры неубитого медведя! Какой смысл считать, сколько могли БЫ стоить ссылки, если БЫ они что-то стоили? Цена любой услуги выражается в сумме, которую за нее реально заплатили (желательно в твердой валюте), а разговоры в пользу бедных, сколько можно было БЫ заработать, если БЫ нашелся кто-то, кто готов был БЫ платить, так и остаются разговорами в пользу бедных.

И почему только 1000 долларов, где полет фантазии? Почему не 10 000, почему не миллион? Ведь это тот же тест "Узнай цену личного блога" (ценителям с хорошей памятью - подмигивающий смайлик), а по сути - типичный пример предварительной разделки шкуры неубитого медведя во всей своей красе."

Соглашусь с внимательным читателем, но все же попрошу его запомнить фразу про шкуру и про медведя, она нам еще пригодится.


Часть третья, практическая.

21й век своими веяниями привнес много новых коэффициентов в классическую форму Товар-Деньги-Товар, и теперь мало кто вообще понимает, что же нам со всем этим делать.

В чем существенное отличие лицензионного контента от нелицензионного? Что законно, что незаконно, и почему?

Торренты, это преступление или нет? Имею ли я право дома смотреть нелицензионно скачаный фильм, если при этом не занимаюсь его перепродажей и извлечением прибыли?

Задумайтесь - нет пострадавших, нет преступления! У режиссера фильма ведь ничего не убыло, он этих копий может наштамповать миллион штук одним нажатием клавши.

Нет, заметят поборники копирайтов, ведь тут же прямой пример недополученой прибыли! Если БЫ вы не скачали этот фильм, а пошли БЫ и купили БЫ его за деньги, то режиссер получил БЫ эту прибыль, которую вы со своим торрентом его лишили.

Ничего фраза не напоминает? :) Вы внимательный читатель, вам стоит теребить память шкурой неубитого медведя или не надо?

С другой стороны очевидно, если абсолютно все начнут качать медиа-контент из Интернета бесплатно, на что тогда жить, писателям, режиссерам и киностудиям, на какие шиши снимать новые фильмы и писать музыку производителям контента? И это я еще молчу про интерес (маржу) издательских компаний, типографий и обществ по защите авторских прав!

Как найти компромисс?

По идее, любой труд должен быть оплачен. По более правильной и честной идее - любой ХОРОШИЙ труд должен быть оплачен, причем цену должен установить сам потребитель, как раз в зависимости от того, насколько данный труд понравился и показался ему хорошим. Все это звучит немножко идеализированно и утопично, но первые шаги в этом направлении можно сделать уже сейчас.

Знаю, что многие так и делают. Беззастенчиво качают музыку, книги, игрушки и фильмы из торрентов, а потом, когда ознакомятся с представленным материалом, поступают по совести.

Если скачанное понравилось, если автор заслуживает денежного вознаграждения - идут и покупают данный диск или книгу в оффлайне, переплачивая при этом как за сам носитель информации (бумагу, пластмассу, упаковку), так и выплачивая торговую наценку (это все те издательские дома, типографии, магазины и прочие посредники).

Все больше музыкальных групп (правда не в России) продвигают такую политику собственной раскрутки - скачай наши песни в Интернете бесплатно, понравится - заплатишь. Или (это уже те, кто более маститый) скачай наш новый альбом за ту цену, которую сам желаешь заплатить, ты ведь знаешь, мы и раньше фигни не делали, и теперь обещаем, что тебе должно понравится, поэтому заплати вперед, но именно столько, насколько нас ценишь.

Однако, чем дальше в лес, тем больше дров, теперь появилась возможность вообще не выносить деньги в оффлайн! Если автор (писатель, музыкант) сочинил что-то исключительно в Интернете, вы ознакомились с этим в Интернете, и вам понравилось это в Интернете, зачем вообще выносить деньги в реальность? Не поленитесь, поставьте ссылку, это точно такая же валюта, как и бумажные доллары. Еще не совсем твердая, правда, и покуда - весьма расплывчатая, но она набирает обороты с каждым днем, и ее влияние и ценность все заметней.

Ведь ссылка это рейтинг, ТИЦ, PR и прочие поисковые прелести. Ссылка это привлечение новых клиентов, некоторые из которых все равно заплатят по старинке оффлайновыми рублями и долларами, а другие расплатятся ссылками, привлекая все большее количество заинтересованных потребителей.

Что делать с таким количеством пришедшего по ссылкам народа - это уже персональное дело автора. Захочет, будет развешивать у себя на сайте рекламные баннеры, захочет - устроит платные подписки или прорекламирует свои оффтайновые произведения, захочет - направит их на какой-нибудь другой сайт, получив с него твердую оплату, захочет, устроит сбор пожертвований на строительство храма себе любимому - это уже его личное дело.

Да, авторам тоже нужно что-то кушать в повседневной жизни, большинство людей это понимают, и всегда готовы заплатить за доставленное удовольствие от прочтения книги или прослушивания музыки реальные деньги, чтобы было на что купить хлеба и намазать на этот хлеб варенье. Но если уж вы такой бедный студент, принципиальный пират или попросту жмот - поставьте на автора ссылку, расскажите о нем другим, менее прижимистым людям, с вас же не убудет, а автор так или иначе получит вашу оплату, пусть и по пока еще не очень выгодному курсу ссылка/доллар.

Поверьте мне на слово, чем дальше в 21й век, тем больше это соотношение будут меняться в сторону ценности ссылки, вот увидите.


P.S. Пост получился длинным и немного занудным. А к эксперименту мы так и не приступили. Вынесу его в отдельный, следующий пост.
Tags: интернет, подумалось, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments